ООО «БОНАСЕНС»

Правовое сопровождение бизнеса

Главная
Среда, 20 Сен 2017
  • Russian (CIS)
  • English (United Kingdom)

Налоговой нет места в местах для курения!

E-mail Печать

29 августа 2011 года на официальном сайте Государственной налоговой службы Украины (ГНСУ) появилась новость о том, что теперь ГНСУ намерена проверять места для курения на наличие соответствующих обозначений, а также места, где не разрешается курить.

Предлагаем разобраться, имеют ли они для этого правовые основания.

 

Согласно статье 15-2 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» (далее - Закон № 481/95-BP), запрещается, кроме специально отведенных для этого мест, курение табачных изделий, кроме прочего, в помещениях предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.

В местах и заведениях, где курение запрещено, должна быть размещена наглядная информация, состоящая из графического знака о запрете курения и текста следующего содержания: «Курение запрещено!».

В специально отведенных для курения местах размещается наглядная информация, состоящая из соответствующего прямоугольного графического знака и текста следующего содержания: «Место для куренияКурение вредит Вашему здоровью!».

Владелец или уполномоченные им лица или арендаторы соответствующих сооружений, отдельных помещений обязаны отвести специальные места для курения, оборудованные вытяжной вентиляцией или другими средствами для удаления табачного дыма, а также разместить наглядную информацию о расположении таких мест и о вреде, который наносит здоровью человека курение табачных изделий.

Согласно статье 16 Закона № 481/95-BP, контроль за соблюдением норм этого Закона осуществляют органы, выдающие лицензии, а также другие органы в пределах компетенции, определенной законами Украины.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 14 ноября 2000 г. № «Об утверждении перечня органов лицензирования» (№ 1698), органом лицензирования производства табачных изделий и оптовой торговли табачными изделиями является Департамент контроля за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий Государственной налоговой администрации.

Органом лицензирования розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями являются территориальные подразделения региональных управлений Департамента контроля за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий Государственной налоговой администрации в городах, районах, районах в городах Киеве и Севастополе по месту торговли субъекта предпринимательской деятельности.

Таким образом, соответствующие органы ГНА действительно имеют право осуществлять контроль за соблюдением норм Закона № 481/95-BP.

Согласно статье 17 Закона № 481/95-BP, за нарушение норм этого Закона относительно производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, спиртом-сырцом виноградным, спиртом-сырцом плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями должностные лица и граждане привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

К субъектам хозяйствования применяются финансовые санкции в виде штрафов в случае, помимо прочего, не оборудование специально отведенных для курения мест и неразмещение наглядной информации, предусмотренной статьей 15-2 настоящего Закона, в размере - 3400 гривен.

Однако, следует иметь в виду, что согласно ч. 4 статьи 17 Закона № 481/95-BP, решение о взыскании штрафов, предусмотренных частью второй настоящей статьи, принимаются органом, выдавшим лицензию на право производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, спиртом-сырцом виноградным, спиртом-сырцом плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями, и другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции, определенной законами Украины.

Таким образом, соответствующие территориальные подразделения региональных управлений Департамента контроля за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий Государственной налоговой администрации в городах, районах, районах в городах Киеве и Севастополе, могут применить к субъекту хозяйствования финансовые санкции в виде штрафов за не оборудование специально отведенных для курения мест и неразмещение наглядной информации, предусмотренной статьей 15-2 настоящего Закона, только в случае, если они выдали данному субъекту хозяйствования соответствующую лицензию.

Данный вывод следует с того, что ч. 4 статьи 17 Закона № 481/95-BP предоставляет право взимать штраф не орган лицензирования в целом (или лицу, в принципе имеет право предоставить лицензии),  а именно тому лицу, которое такую лицензию уже выдала (в Законе глагол «выдавать» стоит в прошедшем времени).

Профильным Законом Украины «О государственной налоговой службе в Украине» (п. 1 ст. 8 абзац 6), предусмотрена такая функция ГНА Украины, как проведение работы по борьбе с незаконным оборотом табачных изделий, ведением реестров импортеров, экспортеров, оптовых и розничных торговцев, мест хранения табачных изделий, участие в разработке предложений по основным направлениям государственной политики и проектов государственных программ в сфере борьбы с незаконным оборотом табачных изделий, организацией выполнения актов законодательства в рамках своих полномочий, осуществление систематического контроля за их реализацией, обобщение практики применения законодательства, применение в случаях, предусмотренных законодательством, финансовых санкций к субъектам предпринимательской деятельности за нарушение законодательства о производстве и обороте табачных изделий, осуществление мероприятий по уничтожению табачных изделий, которые были незаконно изготовлены или находились в незаконном обороте.

Учитывая определение обращения, которое следует из Закона № 481/95-BP, обращение это - импорт, экспорт, транспортировка, хранение, торговля табачными изделиями. Потребление же табачных изделий (в том числе и оборудование мест для курения) отнести к «обращения», по нашему мнению, невозможно.

Кроме того, указанная статья профильного закона, прямо не устанавливает компетенцию ГНА по принятию решений о наложении взысканий за нарушения на рынке оборота табачных изделий, поскольку имеет отсылочных характер (... в случаях, предусмотренных законодательством ...) и не содержит конкретного способа реализации упомянутых полномочий.

Вместе с тем, согласно статье 19 Конституции Украины, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Таким образом, по нашему мнению, если предприятие лицензии от соответствующего органа ГНА не получало, то и не может быть привлечено ним к ответственности за не оборудование специально отведенных для курения мест и неразмещения соответствующей наглядной информации!

02.09.2011